Модельная методика рейтингования дошкольных образовательных организаций ханты-мансийского автономного округа – югры

ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ РЕЙТИНГА

Обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования определено в качестве цели подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 [1]. Включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов независимой оценки качества образования является одной из ключевых стратегических задач развития системы образования  на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций.

Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ и включает в себя [2]:

  1. независимую оценку качества подготовки обучающихся;
  2. независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

Независимая оценка качества образования [3] – оценочная процедура, которая осуществляется в целях определения соответствия предоставляемого образования:

- потребностям физических лиц – потребителей образовательных услуг (в том числе родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;

- потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;

- учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.

Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования [3]. При создании рейтингов дошкольных образовательных организаций и при реализации иных форм независимой оценки качества в Российской Федерации проявляют инициативу российские информационные агентства и их региональные представители. Например, агентство социальных исследований «Социальный навигатор» (РИА «Новости») и Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, при участии региональных органов управления образования ежегодно проводит рейтингование детских садов. Рейтинг сформирован на основе Методики, разработанной Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО и согласованной Экспертным советом по образованию «РИА Новости». Детские сады оценивались с точки зрения условий, созданных для ребенка, педагогического состава и дополнительных услуг детсада [4]. В 2014 году в исследовании по рейтингованию дошкольных образовательных организаций участвовали 3969 детских садов из 21 региона Российской Федерации [5].

В 2013-2014 годах в нормативно-правовом регулировании системы российского, в т.ч. дошкольного образования, произошли существенные изменения. Статьей 10 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] дошкольное образование определено в качестве первого уровня общего образования, для которого утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [6]. С целью реализации принципа информационной открытости образовательных организаций утвержден Порядок проведения самообследования образовательной организацией [7] и показатели деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию [8]. Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) образовательных организаций [3], а в статью 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся независимой оценки качества образования [2]. Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 09.10.2013 № 413-п утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» [9].

Указанные изменения обусловили необходимость разработки модельной методики рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, формируемой на основе общедоступной информации с учетом стратегических направлений развития системы образования, требований ФГОС ДО и установленных критериев независимой оценки качества образовательной деятельности организаций.

Рейтингование дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ориентировано  на обеспечение потребителей образовательных услуг объективной информацией о качестве образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, стимулирование руководителей образовательных организаций на улучшение качественных показателей, обеспечение руководителей и специалистов сферы образования корректной сравнительной оценкой подведомственных учреждений.

С целью обеспечения единообразия региональных подходов к рейтингования образовательных организаций при разработке модельной методики рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры учтены основные принципы  методики сравнительной оценки и рейтингования общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, разработанной ЗАО «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» в 2013 году [10].

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рейтинги в сфере образования являются популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг.

Объектом рейтингования могут выступать [3]:

- образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;

- условия реализации образовательного процесса;

- сайты образовательных организаций;

- результаты освоения обучающимися образовательных программ.

В соответствии со статьей 95.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] независимая оценка качества образовательной деятельности организаций должна проводиться по таким общим критериям, как:

- открытость и доступность информации об образовательных организациях;

- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;

- удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

Особое внимание в модельной методике рейтингования дошкольных образовательных организаций уделяется обеспечению соответствия используемых инструментов оценки современным требованиям и императивам образовательной политики, сформулированным в таких документах, как:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы [1];
  2. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» [9];
  3. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [5];
  4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [11];
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [6].

Анализ указанных документов позволяет сформировать в качестве стратегических задач развития современной дошкольной образовательной организации:

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  2. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  3. модернизация образовательных программ, направленных на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации, реализацию индивидуальных образовательных траекторий (сопровождение одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями), формирование культуры здорового образа жизни;
  4. создание материально-технических условий, обеспечивающих комплексную безопасность и комфортную реализацию образовательного процесса и  гарантирующих равные возможности для современного качественного образования;
  5. развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих повышение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательной организации;
  6. развитие кадрового потенциала за счет обновления состава и компетенций педагогических кадров, создания механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
  7. повышение удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг.

Дополнительно следует отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует образовательные организации на решение следующих задач [6]:

  1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  7. обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  8. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  9. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Сформированная с учетом требований образовательной политики, зафиксированных в федеральных документах и специфики задач развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, модельная методика рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является основой для присвоения рейтинговой оценки, отражающей качество образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Рейтинговая оценка представляет собой комплексную оценку дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исходя из оценки условий образовательной деятельности в соответствии с нормативными требованиями и императивами образовательной политики, потенциала развития образовательной организации, возможностей индивидуального развития обучающихся и удовлетворенности результатами образовательной деятельности.

Рейтинговая оценка определяется количественными и качественными параметрами образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целевой аудиторией результатов рейтинга дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются следующие группы:

- родители, имеющие детей дошкольного возраста, – реальные и потенциальные потребители образовательных услуг дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- руководители и педагогические работники дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- муниципальные органы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющие управление в сфере образования;

- отраслевые органы исполнительной власти (Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры);

- широкий круг общественности.

Аудитория рейтинга разнообразна и имеет различные цели и задачи, исходя из которых, определяется схема представления результатов. Итоговый комплексный рейтинг, как и семейство частных рейтингов, являются публичными инструментами для улучшения качества образования и должны находиться в открытом доступе.

Процедура рейтингования осуществляется с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг, призвана способствовать:

- развитию конкурентной среды;

- повышению открытости системы образования;

- выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;

- сохранению и развитию разнообразия образовательных программ;

- анализу и принятию эффективных управленческих решений в области развития образования.

С целью обеспечения единообразия подходов к рейтингования образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры модельная методика рейтингования дошкольных образовательных организаций в части методологии базируется на основных принципах  методики сравнительной оценки и рейтингования общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, разработанной ЗАО «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» в 2013 году [10], и предполагает формирование комплексного рейтинга какранжированного спискадошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в порядке убывания  значения рейтингового функционала.

Контакты

628617, РФ, Тюменская область, ХМАО — Югра, г. Нижневартовск, ул.Чапаева, 85а
 
(3466) 46‒00‒20
(3466) 46‒88‒11
(3466) 46‒78‒18
 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторизация