Модельная методика рейтингования дошкольных образовательных организаций ханты-мансийского автономного округа – югры

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА СБОРА ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с положениями статьи 95.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ) независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе общедоступной информации. Общедоступной является информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации, а также при необходимости информация, формируемая в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью, предоставляемой оператору (организации, осуществляющей сбор, обобщение и анализ информации) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и  органами местного самоуправления [2].

В соответствии с пунктом 2.2.1 методических рекомендаций Минобрнауки РФ по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций [3] все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей и т.п.).

Таким образом, с учетом действующего законодательства, источниками информации для формирования рейтинга дошкольных образовательных организаций может выступать:

  1. информация, размещенная на сайте образовательной организации в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» [12], требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и формату представления на нем информации [13].
  2. отчеты о самообследовании образовательных организаций, подготовленные в соответствии с порядком проведения самообследования образовательной организацией [7] и включающие показатели деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию [8];
  3. публичные доклады о результатах деятельности образовательных организаций, учитывающие рекомендации Минобрнауки РФ [14, 15];
  4. информация об образовательной организации, предоставляемая в рамках мониторинга системы образования [16, 17, 18];
  5. сведения о деятельности образовательной организации, предоставляемые в рамках федерального статистического наблюдения [19];
  6. показатели эффективности деятельности муниципальных образовательных организаций, формируемые и публикуемые в рамках реализации мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников государственных (муниципальных) учреждений [20];
  7. иная общедоступная информация.

Разработанная АУ «Институт развития образования» модельная методика рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  предусматривает систему сбора данных для расчета показателей на основе принципов независимой системы оценки качестве образования, включающую четыре основных источника:

  1. отчеты о самообследовании дошкольных образовательных организаций, размещенные на сайте образовательной организации в сети «Интернет»;
  2. информацию об образовательной организации в рамках мониторинга системы образования, предоставляемую в Единую информационную систему Минобрнауки РФ через регионального оператора мониторинга;
  3. сведения о деятельности образовательной организации в рамках федерального статистического наблюдения, предоставляемую Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры муниципальными координаторами;
  4. сведения, формируемые оператором (организацией, осуществляющей сбор, обобщение и анализ информации) самостоятельно на основе мониторинга сайтов образовательных организаций и проведения анкетирования родителей и  педагогов дошкольных образовательных организаций.

В ходе апробации модельной методики рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  необходимо учитывать следующее. Сведения о деятельности дошкольной образовательной организации в рамках федерального статистического наблюдения по форме № 85-К предоставляются территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации 16 января года, следующего за отчетным. Отчет о самообследовании дошкольной образовательной организации составляется по состоянию на 1 августа текущего года, размещается в Интернете и направляется учредителю не позднее 1 сентября соответственно. Итоговые отчеты мониторинга системы образования на муниципальном уровне, включая информацию об образовательной организации органы местного самоуправления предоставляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, не позднее 25 октября года, следующего за отчетным. Сведения, самостоятельно формируемые оператором на основе мониторинга сайтов образовательных организаций и проведения анкетирования родителей и  педагогов дошкольных образовательных организаций, рекомендуется формировать в октябре-ноябре учебного года, следующего за отчетным. Таким образом, наиболее приемлемым сроком проведения рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является ноябрь года, следующего за отчетным, а формирование сводных форм и анализ результатов рейтингования приходится, соответственно,  на декабрь-январь.

В силу происходящих изменений мониторинга системы образования, отсутствия сложившихся процедур рейтингования в первый апробационный период (2014 год) рекомендуется заполнение форма сбора данных рейтингования непосредственно образовательными организациями, с последующей верификацией представленных данных оператором рейтингования. Далее (2015-2016 гг.) следуют апробировать механизм заполнение форма сбора данных рейтингования оператором с последующей верификацией представленных данных образовательными организациями. Штатно используемая методика рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предполагает независимую оценку качества образовательной деятельности организаций на основе общедоступной информации без привлечения к заполнению форм и верификации данных образовательных организаций.

 

РАЗДЕЛ 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВАНИЯ

На основе приоритетных задач функционирования и развития дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры исходя из требований образовательной политики, зафиксированных в федеральных документах и учитывающих специфику задач развития образования Ханты-Мансийского автономного округа  – Югры сформулирована система критериев оценки качестве образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, включающая оценку:

  1. условия обучения и воспитания;
  2. удовлетворенность результатами образовательной деятельности;
  3. развитие кадрового потенциала;
  4. развитие содержания образования;
  5. дополнительные услуги;
  6. реализация индивидуальных образовательных маршрутов.

Указанные критерии оценки качестве образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях объединяются в три основных интегральных рейтинговых фактора:

  1. качество образовательной деятельности;
  2. потенциал развития образовательной организации;
  3. возможности для индивидуального развития обучающихся.

На основе принципов системы независимой оценки качества образования, с учетом существующих мониторингов системы образования, в том числе систем мониторинга Министерства образования и науки РФ, существующих форм отчетности в рамках федеральных статистических наблюдений, показателей самообследования дошкольных образовательных организациях разработана система показателей рейтингования (таблица 1, 2).

Таблица 1. Критерии и показатели модельной методики рейтингования дошкольных образовательных организациях

№ п/п Показатель
Интегральный фактор 1 «Качество образовательной деятельности»
Группа 1.1 «Условия обучения и воспитания»
  Площадь дополнительных помещений для занятий с детьми, предназнаенных для поочередного использования несколькими детскими группами (музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, кабинет логопеда и др.) в расчете на одного воспитанника
  Отношение числа дней, пропущенных воспитанниками по болезни, к общему числу дней проведенных в группе и пропущенных
  Численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника
  Открытость образовательной организации:
  - наличие на сайте описания образовательных программ с приложением их копии;
  - наличие на сайте информации о количестве вакантных мест для приема по каждой образовательной программе;
  - наличие на сайте действующего расписания занятий;
  - наличие на сайте информации о видах и стоимости дополнительных образовательных услуг;
  - наличие на сайте отчета о самообследовании.
Группа 1.2 «Удовлетворенность результатами образовательной деятельности»
  Опрос родителей выпускников дошкольной образовательной органиазции – обучающихся в начальной школе
  Опрос родителей обучающихся об удовлетворенности результатами образовательной деятельности
Интегральный фактор 2 «Потенциал развития образовательной организации»
Группа 2.1 «Развитие кадрового потенциала»
  Доля педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности
  Доля педагогических работников в возрасте до 30 лет в общей численности педагогических работников образовательной организации
  Доля педагогических работников в возрасте 50 лет и старше в общей численности педагогических работников образовательной организации
Группа 2.2 «Развитие содержания образования»
  Наличие педагогов-специалистов:
  - учителя-логопеда;
  - учителя-дефектолога;
  - педагога-психолога;
  - социального педагога;
  - педагога-организатора.
  Доля впервые разработанных и реализуемых комплексных образовательных программ (в т.ч. с учетом времени и возраста) за отчетный период
  Доля впервые разработанных и реализуемых парциальных образовательных программ  за отчетный период
  Доля воспитанников, обучающихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ
Интегральный фактор 3 «Возможности индивидуального развития обучающихся»
Группа 3.1 «Дополнительные услуги»
  Количество массовых мероприятий, проведенных образовательной организацией за отчетный период
  Доля детей, охваченных летними оздоровительными мероприятиями
  Доля обучающихся, посещающих кружки, секции художественно-эстетического направления на бесплатной основе
  Доля обучающихся, посещающих кружки, секции физкультурно-оздоровительного направления на бесплатной основе
  Наличие реализуемых платных образовательных услуг:
  - музыкально-ритмические занятия;
  - изучение иностранного языка;
  - компьютерные игры;
  - адаптация детей к школьным условиям
Группа 3.2 «Реализация индивидуальных образовательных маршрутов»
  Доля детей, которые обучаются и воспитываются на языках народов РФ (кроме русского)
  Доля воспитанников, получающих услуги по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии
  Доля детей с ОВЗ в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций
  Наличие групп различной направленности:
  - группы компенсирующей направленности;
  - группы общеразвивающей направленности;
  - группы оздоровительной направленности;
  - группы комбинированной направленности;
  - группы семейной дошкольной группы;
  - разновозрастной группы
  Опрос родителей об удовлетворенности возможностями индивидуального развития

Контакты

628617, РФ, Тюменская область, ХМАО — Югра, г. Нижневартовск, ул.Чапаева, 85а
 
(3466) 46‒00‒20
(3466) 46‒88‒11
(3466) 46‒78‒18
 
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Авторизация